Бэкграунд. Выпускник Вышки Михаил Арзуманов со школьных лет занимался веб-разработкой. На заре карьеры он делал IT-проекты для «Новиков групп» и Альфа-банка. Работал в банке «Открытие», разрабатывая приложение для частных клиентов, а затем руководил командой программистов в банке «Точка». В 2022 году через «коллег по цеху» Арзуманов познакомился с Георгием Чичуа. К тому времени он окончил частную американскую школу Wilbraham & Monson Academy, поучился в Китае и вернулся в Россию, где работал с венчурными фондами.
Релоканты. После начала «спецоперации»* Георгий решил покинуть Россию. «За пару недель, кажется, все программисты России в один момент очутились в Тбилиси, потерянные и готовые к новым предложениям», — рассказывал Чичуа в беседе с Forbes. В то время ему позвонили друзья из Кувейта, братья Сет и Зейн Садеки, которые учились вместе с ним в американской школе, и предложили создать финтех-сервис в Кувейте. Чичуа позвал Арзуманова присоединиться к проекту, и тот за две-три недели собрал команду из бывших коллег из «Точки», «Открытия», «Тинькофф» и Revolut.
О, дивный Восток. Так 2022-м Арзуманов и Чичуа оказались в Кувейте, где задумали создать аналог российской системы быстрых платежей (СБП). В этой стране, как и в других эмиратах Аравийского полуострова, ничего похожего не было. Однако Кувейт, чей госбюджет на 95% формируется за счет продажи нефти, мечтает о диверсификации экономики и звании крупнейшего финансового и торгового центра региона. Страна старается снижать административные барьеры для инновационных проектов и уделяет особое внимание финтеху. Стартап удачно вписался в эту концепцию. Братья Садеки взяли на себя общение с местной бюрократией.
«Сколько». Проект получил название Kem (в переводе с арабского — «сколько»). На первом этапе сооснователям удалось привлечь $1 млн. Основным инвестором стал кувейтский инвестфонд Maqamees Holdings. В начале 2024-го они привлекли еще $3 млн. По словам Чичуа, сейчас приложением пользуется около 20 000 кувейтцев, в месяц они проводят через Kem более $200 000. И сервис продолжает активно расти.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.